В аграрно-технический колледж им. М.В. Фрунзе мы приехали с фотографом, когда у студентов шли теоретические занятия. Нам показали аудитории и кабинеты ресурсного центра, корпус которого расположен рядом. Центр – это, если хотите, конструкторское бюро студентов, где они не только изучают современную сельхозтехнику, но изобретают и совершенствуют свои аппараты.
В ресурсном центре студенты занимаются изучением сельскохозяйственных механизмов, посевных агрегатов и установок. Есть еще на территории автопарк высокотехнологичных комбайнов и прочих больших сельхозмашин. Там на практике они закрепляют знания о строении техники, учатся исправлять поломки, находить неисправности в двигателях, тормозной системе. А еще центр – площадка, где студенты двух учебных заведений – аграрно-технологического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко и аграрно-технического колледжа им. М.В. Фрунзе могут изобретать аппараты и вносить в них конструкторские изменения.
Нам показали, над чем работают студенты в ресурсом центре. В рамках учебного плана по дисциплинам «Энергосберегающие технологии», «Светотехника» и «Нетрадиционные источники энергии» они разработали и собрали установки по использованию солнечной энергии в народном хозяйстве. Солнечные концентраторы по форме напоминают спутниковые тарелки. Если в центр такого аппарата поместить сосуд с водой, она моментально закипит. Температура там достигает 500-700 градусов Цельсия. Один сделан из зеркальной пленки, второй – из кусочков зеркала. Коэффициент полезного действия последнего гораздо выше. «Вот эти установки мы и пытаемся поставить на службу народному хозяйству. Представьте, солнечные электростанции с сотнями таких концентраторов, которые автоматически следят за движением небесного светила, поворачиваются за ним. В центре установки проходит вода, она нагревается, превращаясь в пар, который направляется в турбину, приводящую в движение генератор. Всё это за счет солнечной энергии», – показывает установки и.о. декана аграрно-технического факультета ПГУ Анатолий Владимирович Димогло.
В одном из кабинетов стоит 3D-принтер, на нем печатают спроектированные студентами детали для уже созданных аппаратов и тех, которые пока в разработке. Руководитель факультета демонстрирует кусок обычной полипропиленовой трубы с отверстиями и насадками, их как раз печатали на 3D-принтере. Это тоже разработка студентов – вертикальные грядки.
Они решили заняться выращиванием салата. Придумали систему подачи питательного раствора в каждое отверстие трубы, где установлена минеральная вата и посеяны семена. Вот еще макет кулисы переключения передач автомобиля или трактора – здесь будущие инженеры выявляют определенные технические проблемы, возникающие в технологическом процессе, и пытаются их устранить.
Нам показали уникальный стенд для исследования пневматического высевающего аппарата. Он сделан при помощи 3D-моделирования, проектирования и печати. Авторы изобретения – студенты и преподаватели кафедры «Электрические системы и электрооборудование». Изобретение запатентовано и получило свидетельство о регистрации программы ЭВМ. Аппарат служит для получения максимально достоверных и экспериментальных данных, отметил старший преподаватель кафедры технических систем и электрооборудования в АПК Владимир Михайлов.
Стенд состоит из высевающего аппарата, транспортера с липкой лентой, программы «Ардуино Уно» – проще говоря, это управляющая плата с собственным процессором и памятью, датчиком кон-троля, которые снимают технические параметры и передают данные на компьютер, где они отображаются в графической видимости. Такие сеялки точного высева применяют в овощеводстве, высевать можно до 20 видов овощных культур (на определенном расстоянии друг от друга, и в лунку попадет не несколько, а одно семя). Если используют дорогие элитные сорта, то без такой точной сеялки не обойтись. Она уже себя хорошо показала при высевании семян лука репчатого в одной из сельхозфирм. Руководство факультета гордится разработкой, которая позволила сэкономить время, деньги, повысить производительность и урожайность.
«Аппарат полностью создан с чистого листа. У студентов возникла идея, они начертили, потом напечатали на 3D-принтере детали и собрали. Получилось не с первого раза. Ребята самостоятельно собрали и запрограммировали электронный блок управления, тем самым задавая двигателям частоту, скорость вращения, которая необходима», – отмечает Анатолий Димогло.
Студенты выезжают в хозяйства в поля на преддипломную практику, общаясь с руководителями предприятий, выясняют, какие у них проблемы в том или ином механизме. «Студент и руководитель научного проекта берут на заметку и начинают работать. И когда что-то удается сделать в ресурсном центре, новинку технической мысли везут в хозяйство, испытывают. Если после испытаний агрегат показывает хороший результат, можно пускать в производство. Вот такая у нас связь науки и производства», – поделился Анатолий Владимирович.
Директор аграрно-технического колледжа Владимир Бадюл рассказал, над чем сейчас работают студенты в его учебном заведении, которые также активно используют возможности ресурсного центра: «Сейчас у нас идет разработка программы по выявлению карантинных сорняков, например, амброзии, при помощи дронов. То есть не надо ходить по полю и искать, это сделает коптер, уничтожая сорняки при помощи лазера или электрического тока. Ребята разрабатывают высоковольтные устройства, которые смогут ликвидировать сорняки при помощи беспилотника. Аппарат будет круглосуточно курсировать над полем и бороться с нежелательной травой. Это труднодоступные места, куда не могут добраться сельскохозяйственные машины».
В ресурсном центре есть что-то из ретротехники, например, фотоувеличитель, арифмометр (ручная вычислительная машина «Феликс»), проектор для демонстрации слайдов, старый ионизатор – увлажнитель воздуха, компьютер, который выпускал Бендерский завод НПО «Днестр». Недавно привезли старый телевизор, и студенты его уже разбирают. Такие находки помогают студентам развивать технологическую мысль и придумывать что-то новое.
Сергей Иванов. Газета «Приднестровье»
Фото Виктора Громова.